Оцинковкой называют тонкие листы из стали с защитным цинковым покрытием. Они востребованы в различных областях производства и промышленности. Популярность этого материала обусловлена высоким уровнем устойчивости к влиянию внешней среды, в том числе агрессивной.
Тонкий слой цинка предотвращает возможность разрушения из-за коррозии. Однако это достоинство имеет и обратную сторону: сварка и пайка материала сильно усложняются.
Для качественной сварки оцинковки нужно выбрать подходящие присадки
Этот вариант предпочтителен, поскольку меньше разрушает основу.
Для спайки оцинковки с листа убирают защитное покрытие. Используют один из трех способов:
После зачистки деталь очищают от пыли и наносят канифоль на место спайки. Затем следует приложить припой и расплавить его паяльником. В качестве флюса используют борную кислоту. Важно равномерно нагревать соединяемые детали.
Перед использованием любого способа сварки поверхность также освобождают от цинкового покрытия. Это важно для герметичности шва, профилактики появления пор и трещин. Толщина зачищенного слоя должна быть минимальной, иначе антикоррозийные свойства снизятся.
Цинк плавится при температуре 400 градусов, а испаряется при 900 градусах. Поэтому нужно учитывать, какую толщину имеет лист стали и его покрытие. В зависимости от этих показателей разрабатывают технические условия и подбирают тип электрода.
Так как основу оцинкованного листа составляет сталь, то и методы сварки применяют те же, что при работе с углеродистым металлом:
Если снятие наружного слоя невозможно по техническим причинам, используют электроды с покрытием из рутила. Оксид титана, входящий в его состав, обеспечивает герметичный и прочный шов, делает процесс зажигания дуги проще.
Работа со сталью с цинковым покрытием требует опыта и специальных навыков. Чтобы сварить низколегированную сталь, потребуется электрод с сильноосновным флюсом. Например, ДСК-50.
Предотвратить образование пор можно, превысив силу тока на величину от 10 до 50 Ампер. Промежуток между кромками приходится расширять примерно вдвое. При выполнении всех требований шов получается прочным.
При толщине покрытия от 15 до 40 мкм более эффективен другой метод. Он представляет собой чередование возвратных и поступательных движений до момента полного очищения оцинковки. Очень важно точно соблюдать установленные границы, чтобы не нанести повреждений. Этот способ позволяет получить шов высокой прочности.
Сварка полуавтоматом с подходящими присадками дает качественный результат. Высокую эффективность показывают присадки, которые содержат медь вместе с Mg, Al и Si. От того, сколько процентов в составе имеет каждое вещество, зависит простота будущей обработки и прочность соединения. Медь и кремний дают не слишком прочный шов, но его легко обработать впоследствии.
Медно-алюминиевый неорганический композит подходит для конструкций с содержанием алюминия. Вещество из кремния, меди и марганца позволяет получить высокопрочный шов. Но обработать его сложно, придется потратить время и приложить усилия.
Зачистку рабочей зоны проводят в строго обозначенных масштабах. Медь начинает плавиться раньше, чем сталь, поэтому такой способ сварки похож на запаивание. При грамотном и профессиональном выполнении всех этапов от коррозии защищены и основной металл, и полученный шов. При нагреве до температуры сварки материалы не разбрызгиваются. Оцинкованные детали соединяются очень прочно.
Чтобы обеспечить стабильность работы, важно тщательно выбрать источник электропитания, отрегулировать режим. Максимально качественный шов получается при использовании импульсного тока в инертном аргоне. Альтернатива ему – диоксид углерода, гелий и другие защитные газы. Для работы с оцинковкой часто используют точечную сварку, но из-за нюансов в технологии она подходит для листа толщиной не более половины миллиметра.
После сварки или пайки оцинкованных листов нужно обязательно проверить качество шва
При сварке или пайке оцинкованной стали в воздух выделяются токсичные вещества как из защитного слоя, так и из применяемых припоев и флюсов. Проводить эти работы нужно в строгом соответствии с правилами техники безопасности.
Также рекомендуем обратить внимание на следующие нюансы:
Новичку нужно обязательно проверять, насколько качественным получился шов. Когда будет снят шлак, его можно осмотреть визуально. Выявить дефект можно посредством простукивания.